Гоанское дорожное движение. Вождение, выбор скутера, важные моменты для начинающих водителей.

Гоанское дорожное движение. Вождение, выбор скутера, важные моменты для начинающих водителей.

Также рекомендую к прочтению статьи:

Дорожное движение и транспорт в Гоа 2018. Подробное описание и сравнение с Россией. Вождение, выбор скутера, важные моменты для начинающих водителей.

Движение очень интересное и комфортное при наличии гибкого ума у водителя.
Участники движения.
Процентов на 70 это скутеры и мотоциклы. Очень они здесь популярны благодаря манёвренности в плотном движении, экономичному расходу и доступной стоимости аренды или покупки. Остальной транспорт это обычные легковушки, “Махиндры” типа российского УАЗика, микрогрузовички меньше ГАЗелей, более крупные грузовики и конкретные дизельные “Тата” и “Эйчер” типа Камаза, цветастые фуры, ну и длинные автобусы. Руль везде правый, ведь движение левостороннее – сначала это может казаться непривычно и чудаковато, но когда заезжаешь на кольца (в мегаполисах в изобилии, как и в РФ) сразу становится понятно удобство, ведь на кольце то движение идёт по часовой стрелке и ориентироваться реально удобнее, чем на российских “противочасовых” кольцах.

Аренда скутеров.
Адекватная цена 3000-5000 рупий в месяц, 200-250, ну не более 300-350 за новёхонький скутер в день. Всё что выше подлежит торгу, если умеете. Если не умеете торговаться или хозяин скутера наглый барыга – уходите ищите другие варианты. Нельзя баловать арендодателей, даже при кажущейся небольшой сумме при аренде на короткий срок. Цены и растут из-за российской привычки платить сколько назовут. При аренде скутера могут просить залог в виде оригинала паспорта или круглой суммы денег, это ответная реакция на безответственное разгильдяйское отношение некоторых туристов к чужой собственности. Но известны случаи не очень честного поведения самих хозяев техники, получивших от наивных туристов лишние “козыри” в виде залога. Самый правильный расклад: аренда без залога, но с оставлением копии паспорта и контактной информации и честное ответственное отношение самого арендующего. Новый скутер здесь стоит под 55-60 тыс рупий, но чтобы официально купить его в собственность иностранцу придётся заплатить на 5-10 тысяч больше.

На что смотреть при аренде скутера?
Состояние мототехники в Гоа бывает очень разное и иногда можно попасть на безалаберное отношение хозяев, ведь многие индусы ездят в медлительной манере вождения, допускающей неполноценное техническое состояние скутера.
Если вы ещё новичок, то конечно лучше выбирать скутер с опытным человеком. Но, если же, так сложилось что опытного рядом нет, а скутер взять надо то обратите внимание на:

– Общий вид. Затёртости и изношенность элементов скажут Вам о приличном количестве пробега. Ну и на одометр (счётчик пробега) гляньте – не встречал тут явно “скрученных” образцов. От 20-30 тысяч до 40-50 это средненький по возрасту скутер. Не рекомендую брать не очень новые скутера, они могут устраивать сюрпризы, например неожиданное глушение двигателя на холостом ходу и другие неприятности. Лучше всего брать новый скутер с пробегом в пределах 15 тысяч. Среди приезжих можно услышать мнение, что для начинающих водителей предпочтительнее брать “повидавшую” технику, так как “при ДТП на стареньком скутере за его ремонт меньше платить”. Это правило вовсе не обязательно сработает при ДТП, хозяин скутера скорее всего захочет новые детали, да и просто альтернатив может не быть, кроме как брать “нульцевые” элементы в замен обшарпанных, но разбитых при аварии. Арендуйте новый скутер, принимайте осознание Вашей ответственности за его целостность и отправляйтесь в добрый безопасный путь!

Заведите сами скутер – он должен заводиться чисто со стартера за секунды 2-4, без дополнительного подгазовывания, но на любом скутере в процессе пользования очень редко (раз в неделю например), но приходится воспользоваться подгазовыванием при заведении (то ли бензин виноват то ли ещё какие-то причины). То есть, разовое незаведение чисто со стартера простительно, но в следующую попытку уже должно быть всё легко и чётко! Если же картина отличается – откажитесь от этого варианта. Проверьте холостой ход: мотор заведённого стоящего скутера должен стабильно работать и не глохнуть, если же он не держит ХХ – это чревато неприятными моментами заглохания при любой приостановке в процессе езды. Если после всех проверок предлагаемый двухколёсный пони Вас устроит, сделайте дотошные детальные фото каждого его элемента, особенно если на них есть повреждения, при необходимости попросите тряпку для стирания загрязнений, возможно скрывающих царапины. На технике может быть много того, что сразу можно и не заметить. Эти фото потом могут оказаться чётким аргументом при возвращении скутера.

– Тормоза. Обязательно проверьте их. Даже на визуально новых скутерах тормоза часто могут оказаться ослабленными. На левой рукоятке располагается рычаг задних тормозов, и на правой – передних. Да, российским велосипедистам привычнее обратное размещение, а в Гоа и на велосипедах задние тормоза управляются обычно левой рукой, чтоб не путались). Для проверки сядьте за не заведённый скутер и, максимально зажав один из тормозов, изо всех сил пошевелите скутер вперёд-назад несколько раз, потом повторите с другим тормозом и с обоими одновременно. Вы скорее всего по наблюдениям сразу поймёте состояние тормозов. Потом ещё контрольно прокатитесь на прямом участке и проверьте разное торможение: и плавное и резкое. Если качество торможения сомнительное – сообщите об этом арендодателю, скорее всего он сразу на месте отрегулирует их со словами “ноу проблем, ноу проблем”. Если же тормоза никак не хотят нормально работать – откажитесь от этого образца.

-Резина. Внимательно изучите состояние протектора обоих колёс, это тоже очень важный момент. Можете заранее или сразу с выбираемым скутером посмотреть сравнительно состояние резины на разной припаркованной мототехнике, изучив пять-шесть пар колёс, у Вас сложится понимание оценки износа. Проверьте обязательно и заднее и переднее колесо, их износ идёт не одинаково. Состояние покрышек напрямую влияет на качество сцепления с дорогой, лысая резина сильно повышает риск уйти в занос и потерять управление, особенно по утренней росе. Берите технику только на хорошей резине.

-Отбойники – guard. На многих скутерах есть защита “по периметру” – железный экран иногда блестящий хромированный, иногда просто чёрный. Очень хорошая и полезная вещь, часто позволяющая избежать лишних расходов, лучше берите скутер именно с ней. Пусть она никогда не пригодится. Один хороший знакомый в прошлом сезоне регулярно попадал в ДТП, сам ходил постоянно в ссадинах, но его скутер оставался без повреждений. Даже просто если куда-то несильно “ткнуться” – часто эта защита спасёт от вмятин или царапин. А каждый элемент стоит от 300-500 руп до нескольких тысяч рупий плюс цена замены несколько сотен. Но при выборе скутера не стоит озвучивать хозяевам своё желание наличия этой защиты, почти всегда они испуганно реагируют -“ты не умеешь ездить?” или -“ты собрался падать?” и потом их трудно убедить, что водите отлично и падать не собираетесь, а просто есть желание иметь хороший защитный бонус, часто это сразу ведёт к отказу в сдаче в аренду. Правда, нелепо? Это как, например, пристёгивающемуся ремнём водителю авто сказать -“ты чего это пристегнулся, биться что-ли собрался?” или мотоциклисту -“зачем тебе шлем, в аварию собираешься?”. Молча обращайте своё внимание на наличие защиты и выбирайте скутер именно с ней.

-Озвучка поворотников. Очень практичная фишка на некоторых новых скутерах. При включении любого поворотника синхронно с его миганием воспроизводится пикающий звуковой сигнал, отличающийся по тональности от обычного сигнала. Это такое удовольствие, собираешься совершить манёвр, включаешь поворотник, и это все слышат! Здесь это очень актуально, учитывая что водители во многом воспринимают движение на слух, да и выключить не забудешь точно. Подробнее про “бибикания” ниже в главе Звуковые сигналы. Рекомендую при возможности выбрать скутер именно с пикающими поворотниками.

-Документы и шлем. Обычно в бардачке под сидушкой лежит комплект документов – страховка и так далее, если их нет – попросите хозяина их туда положить. Документы иногда спрашивают полицейские. Если при проверке полицейский озвучит отсутствие какого-то документа, спокойно к этому отнеситесь и попросите написать на листок название недостающего документа для передачи этой записки хозяину. Подробнее про нюансы общения с полицией написано на нашем сайте в отдельной статье о полиции в Гоа. Шлем хозяин тоже должен предоставить, померяйте его и убедитесь, что он одевается на Вашу голову, бывают совсем детские экземпляры, если что – просите предоставить другой шлем. Если хозяин не может предоставить подходящий шлем или откажитесь или предложите сделать скидку рупий 600-1000 чтобы купить шлем самостоятельно и оставить его потом в скутере.

Рекомендую привезти с собой или купить в Индии спиральный велозамок и карабин для крепления почти любых грузов сзади скутера, очень удобно и практично – можно хоть шлем, хоть пакетов с фруктами повесить с десяток (только отодвигайте их от глушителя) хоть 20кг чемодан. Такая схема волшебно увеличивает багажнотранспортировочные возможности скутера. И этот замок будет служить меткой для отличия техники на парковке среди десятков идентичных двухколёсников, либо если нет замка – привяжите например яркую тряпочку или ещё на что фантазии хватит.

У кого преимущество?
Здесь нет знаков приоритета и правил “правой руки”. Не пугайтесь) Крупные перекрёстки регулируются светофорами (хотя и на красный водители иногда едут, если не создают опасности), и на трудных местах в часы пик стоят регулировщики, хорошо справляющиеся со своей работой. Конечно же, выезжающий с меньшей дороги уступает двигающемуся по бОльшей, но и второму будет правильно дополнительно “бибикнуть”, напомнив о себе и своём намерении иметь приоритет в этой ситуации.
Как сказал один мой друг: “прав тот, кто больше сигналит и больше протискивается”, на самом деле такие водители быстрее двигаются, но вовсе необязательно правы в случае ДТП. Движение в Индии похоже на привычное нам движение пешком: кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то стоит, кто-то бежит, кто-то едет неспеша параллельно на двух скутерах/мотоциклах и беседуют между собой, занимая и замедляя всю полосу. Пешком же нормально все передвигаемся и не сталкиваемся и при необходимости звуковыми сигналами-голосом даём другим понять себя, также и в Индии согласование авто-мото движения происходит на взаимоуважении и взаимоуступлении, что в России применяется в меньшей мере. В России большинство ДТП и происходят по причине ошибочного определения водителями кто кому уступает с помощью правил.
Картина с параллельно едущими болтающими мопедами забавна и уместна при свободной дороге: едут например два мотоцикла, на каждом по два-три человека, итого четыре-шесть человек ведут беседу будто на скамейках у подъезда, но индусы часто этим злоупотребляют и могут иногда продолжать это даже при очевидном замедлении всего потока. В случае, когда такая езда явно не уместна, реально не лишним будет настойчиво посигналить им и покричать типа “it is road!!!!”, иногда они нормально перестраиваются в ответ, а иногда недоумевающе глядят глупыми глазами.

Лежачие полицейские – “speed braker”.
Основная опасность при езде по неизвестным дорогам. В Гоа, чем ближе к морю, тем больше этих препятствий. В глубине штата их почти нет, как и количество участников движения там гораздо меньше. По большому счёту знак с текстом “speed braker” или с привычным изображением неровностей на дороге является самым важным знаком здесь, очень внимательно надо на них смотреть, и при этом помнить, что бывают лежачие полицейские без знаков или с еле заметными знаками и без разметки. То есть по малознакомым улицам ездить надо очень плавно и с максимальным вниманием. Зато когда уже сто или пятьсот раз проезжал дорогу и знаешь все препятствия можно ездить достаточно резво, но расслабляться нельзя никогда! На этих “лежаках” часто происходят аварии в том числе со смертельным исходом.

Про живых полицейских и о грамотном общении с ними рассказано в отдельной статье Полицейские на дорогах Гоа.

Алкоголь за рулём. В РФ с этим сейчас очень строго, в Гоа отношения с полицейскими помягче, и некоторые приезжие неразумно пользуются такой свободой. Однажды один мой ученик спросил меня -“а тут нормально можно припитым ездить?”, я ответил: -“тогда и разбиваться это нормально”. Потому что бОльшая часть ДТП, свидетелем которых я был, или о которых знаю, была по вине “поддатых” водителей. Конечно, алкоголь абсолютно не уместен на дороге. Алкоголь в любых количествах гарантировано снижает реакцию и искажает восприятие скорости и расстояний. И не надо отмазок!

Звуковые сигналы. “Бибикания” здесь являются неотъелимой частью движения, применяются как основной способ общения между всеми, кто есть на дороге, или потенциально может оказаться на ней. Чаще всего сигнал значит – “я здесь еду!”, чуть реже – “да вижу я тебя” и “я протискиваюсь”. Пренебрегать сигналами не стоит, тут участники движения привыкли во многом воспринимать ситуацию на слух. Сигнальте всегда: при выходе на любой манёвр, при приближении к пешеходам или припаркованным авто. Да, даже стоящему на обочине авто лучше заранее бикнуть, здесь запросто такой транспорт может неожиданно начать ехать на дорогу.

Собаки и коровы на дорогах. Как и в любых российских небольших населённых пунктах можно запросто встретить коров на дорогах. Мучащие молокозаводы в Индии такие же плавные и заметные и по ночам не ходят, особых опасностей или дискомфортов не доставляют. Собаки же очень часто могут спать ночью прямо на проезжей части (когда видишь это, становится понятно почему частенько можно встретить собак то без одной то без двух ног). Частенько ночью собаки могут в свой прикол присоединиться и пробежаться вместе со скутером или облаять, но они это делают по доброму, не позволяйте в себе появляться страху. Мы очень много и ездили и ходили по ночам во всевозможных местах – ни разу настоящей агрессии от собак не было, они же такие милые и ласковые. Главное, как и с любыми животными, не позволять появляться в себе страху. Если же не можете контролировать такие эмоции, то ночью лучше сидите дома или ездите в такси.

Средства защиты.
Шлем. Необходимый элемент, если вы собрались ехать дальше своего посёлка. Это не просто формальность для полицейских. Даже с виду бутафорский шлем может очень сильно сократить повреждения головы при ДТП, но бывают и ситуации, в которых никакой шлем не поможет. Шлемы бывают очень разные. Самый лучший вариант – качественный фульфэйс (англ. fullface – полностью лицо), закрывающий всю голову, очень хорошими бонусами получаются защита от запыления лица, отсутствие шума ветра в ушах и защита глаз от мусора. В некоторых фульфэйсах возможен побочный эффект – голове днём жарко даже на скорости, это возможно определить только тестом. Решается это открытием прозрачного пластика, тем самым добавляя необходимость очков и пылезащиты лица и органов дыхания. И дальше шлемы бывают разные по степени закрытия головы до самого простого – каски, закрывающей только верх.
Берегите себя и других! Отсутствие шлема почти всегда – пижонство, типа как в мороз зимой по России ходить с расстёгнутой курткой) Кто-то, конечно, на столько проникся понятием кармы и доверием судьбе, что считает, что если не суждено ему погибнуть то и не погибнет и соответственно наоборот. Но какие бы ни были предпосылки к езде без шлема – это является дурным примером для остальных людей. Сам был свидетелем, как человек влетел лбом в скалу на приличной скорости, шлем принял на себя удар, а водитель отделался сотрясом и микропереломом лба, ну и завитиеватым узорным шрамом на память, без шлема мог бы запросто покинуть своё тело.

Если шлем не закрывает полностью всю голову.

Очки. Глаза должны быть обязательно защищены забралом шлема или очками (ночью прозрачными). Кроме пыли, иногда сильно поднимающейся, например от проезжающего грузовика, изредка летают насекомые и иногда достаточно крупные. Попадание в незащищённые глаза летающих объектов является частой причиной потери контроля над дорогой. Как минимум постоянное промаргивание и красные глаза обеспечены при более-менее интенсивной езде без защиты глаз. По моему опыту для тёмного времени суток лучше брать чисто прозрачные, а не жёлтые очки, усиливающие засвечивание встречным светом. Берегите прозрачный пластик от замутнения – затирания и царапания, не трогайте и не трите лишний раз его. Если же вам досталось мутное бывшее в употреблении изделие – купите новое и получайте удовольствие от отличной видимости без лишних рисков и стрессов для глаз. В местных жарких условиях попадание пота на очки неизбежно, отлично для отмывания подходит любое средство для мытья посуды.

При отсутствии фульфэйса я обычно закрывал всё лицо банданами. Спасают от чумазости при насыщенной езде)

Дальний свет. Это один из немногих минусов особенностей местного движения. Но достаточно весомый – очень многие индусы (да и некоторые приезжие) пренебрегают переключением на ближний свет при появляющейся встречке. В ответ можно тоже повключать дальний, иногда помогает, и водитель переключит на ближний. Часто реакции не будет никакой, хоть ты замигайся, хоть засигналься, приходится просто смиряться – щуриться и замедлять движение. Будьте осторожны, если видите из-за поворота дальний свет встречки, лучше сразу убавьте скорость и тоже включите дальний до появления объекта в зоне прямой видимости, чтобы тот водила тоже понял о наличии Вас за поворотом, только потом обязательно переключитесь обратно на ближний, покажите хороший пример.

Топливо. Бензобаки скутеров имеют объем около 4-5 литров. Есть заправки с ценами около 66р за литр (на начало 2018 года). Процесс происходит проще, чем в РФ: у каждой колонки стоит оператор, подъезжаете к одной из них, говорите -фуль! или например -ту хандрид! (рекомендую всегда заправлять до полна, незачем часто тратить время на заправки) и платите оператору. Следите внимательно чтобы отсчет литров и денег пошел с нуля и по всем цифрам, не прыгая, например, сразу на 100 рупий. Процесс заправки простой, и даже если вы теряетесь – оператор всё Вам подскажет. Также в Гоа часто можно встретить на улицах продажу бензина в литровых бутылках по 80 рупий, этот вариант менее предпочтительный, я пользовался им всего несколько раз, опасаясь не дотянуть до заправки.

ДТП. Всем желаю обходиться без происшествий. Если же что-то происходит, обычно сразу останавливается нормальное количество людей и оказывают помощь. Если ДТП с повреждением чужой техники – не торопитесь брать вину на себя, какая бы давка ни была с противоположной стороны. Очень важно спокойно оценить произошедшую ситуацию, осмотрев её со всех сторон, часто, на первый испуганный взгляд может быть очевидна одна картина, а на спокойный широкий объективный взгляд – совсем другая. Не стесняйтесь сказать “I am so frightened, that I can’t think and can’t speak with you now”, да хоть на русском говорите – “Я так напуган, что не могу думать и не могу говорить с тобой сейчас”. Часто помощь в разруливании и просто психологическую поддержку может оказать случайный соотечественник, остановившийся увидев ситуацию. Если надо и есть возможность, конечно неплохо позвонить друзьям – местным соотечественникам или индийцам. Если кто-то посмеет рукоприкладствовать в отношении Вас – считайте это как ущерб, нанесенный Вам по вине оппонента, подлежащий обязательному учёту при решении ситуации. Пусть любые моменты будут пережиты достойно, и из всего будут извлечены полезные уроки! Но, если же кто-то из участников ДТП под алкоголем или другим опьянением, то тут права качать безполезно – неправ он стал уже с того момента, как сел за руль в таком состоянии. Желаю всем абсолютной трезвости на дорогах!

Ну, и напоследок видео собственного опыта езды через гоанский город Мапса Гоа. Мапса. Движение на скутере. Вид от первого лица

Удачи, безопасности и сверхприхода благостного всем!
2018 июль-сентябрь. Автор: Кислин Алексей

Поделиться ссылкой:

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *